Искусство публичных выступлений
А. С. Макаренко. О РОДИТЕЛЬСКОМ АВТОРИТЕТЕ
снять с него ответственность.
Вот именно линия ответственности является следующей важной линией родительского авторитета. Ни в каком случае ребенок не должен думать, что ваше руководство семьей и им самим есть ваше удовольствие или развлечение. Он должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед советским обществом. Не нужно бояться открыто и твердо сказать сыну или дочери, что они воспитываются, что им нужно еще многому учиться, что они должны вырасти хорошими гражданами и хорошими людьми, что родители отвечают за достижение этой цели, что они не боятся этой ответственности. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений.
Между прочим, нужно сказать, что такое требование только и может быть сделано с пользой, если авторитет ответственности уже создан в представлении ребенка. Даже в самом малом возрасте он должен чувствовать, что его родители не живут вместе с ним на необитаемом острове.
Заканчивая нашу лекцию, кратко резюмируем сказанное.
Авторитет необходим в семье.
Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами.
Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание.
Макаренко А. С. Соч. в 7 томах, т 4 М, Изд-во Академии педагогических наук, 1957, с. 351—360.
Задания
- Охарактеризуйте своеобразие логической структуры лекции. Объясните, почему «главная часть выступления (здесь — характеристика «настоящего родительского авторитета в советской семье») в лекции составляет лишь ее последнюю треть.
- В чем достоинство избранного лектором приема аргументирования («от противного») для раскрытия именно данной темы — об авторитете родителей? Соотнесите характеристику этого приема с принципом связи лекции с жизнью, с общественной практикой.
- Рассмотрите композиционно-стилистические приемы, с помощью которых А. С. Макаренко раскрывает понятая «авторитет подавления», «авторитет расстояния», «авторитет чванства», «авторитет педантизма», < авторитет резонерстваа», «авторитет любви», «авторитет доброты», «авторитет дружбы», «авторитет подкупа».
- Как использует лектор иронию, сарказм, насмешку? В чем эффективность этих приемов?
- Приведите примеры экспрессивной лексики.
- Перечислите педагогические термины, встречающиеся в тексте, и охарактеризуйте их смысловую и стилистическую роль
- Какими путями осуществляет А. С. Макаренко свой замысел побудить родителей мыслить, пробудить в них желание создать крепкую советскую семью?
- Раскройте на материале выступления оратора содержание понятий «массовость лекционной пропаганды» и «актуальность лекции».
Краткое содержание
Эта книга - не учебное пособие по искусству выступать перед аудиторией. Здесь нет скучных параграфов и пустого теоретизирования по поводу.
Книга составлена из примеров известных выступлений наиболее выдающихся ораторов советского времени. Каждое выступление представляет собой шедевр лекторского искусства, и это лучший вариант для изучения. Ведь он позволяет учиться у подлинных мастеров слова!
Каждый текст снабжен блоком заданий, позволяющих лучше усвоить и закрепить пройденный материал.
Партнеры сайта