Мастерство лектора

Научись выступать перед людьми.

Искусство публичных выступлений

III НЕСТИ СВОИ ЗНАНИЯ В НАРОДНЫЕ МАССЫ, ПОВСЕДНЕВНО УЧАСТВОВАТЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ — ДОЛГ КАЖДОГО УЧИТЕЛЯ

Так вот, и я думаю, что перво-наперво надо, чтобы язык был нормальным. Ребят не приучайте к трафарету, к готовым формулам — это у них «проскакивает» мимо ушей.

Если ты говоришь, то говори свое. Слова будут другие, а суть одна и та же. Смотришь, и люди будут прислушиваться немного внимательнее. Надо, чтобы слово было уместно и своевременно сказано, чтобы оно само выходило. А тут получается, что человек механически говорит. Надо, чтобы не механически, а органически лились слова, чтобы они выражали твою мысль.

Нужно избегать говорить готовыми формулировками, когда человек берет памятью, а не прорабатывает мозгами Язык, на котором вы общаетесь с населением, делайте простым, своим, применяя естественный стиль. Если стиль неестественный, то получается отталкивающий привкус. Многие из вас наверно помнят (а, пожалуй, и нет) старых женщин-начетчиц, которые по монастырям ходили. Их много было в нашей стране до революции. Если одну из них послушаешь, то вторая точно так же бубнит: «Господь, матерь божия сподобила видеть святой лик». Нельзя на них походить. Язык наш богат, и вы его не коверкайте, не портите, и ребят приучайте к этому. Как ребят приучить к этому? Требуйте, чтобы они сначала думали, а потом говорили, но не говорили, а потом думали. В этом основа.

Вот те задачи, которые стоят перед нашим учительством. А в целом наше учительство должно быть еще более культурным. Культурным не только в том отношении, чтобы учителя знали свой предмет, а культурным в общем смысле слова, чтобы сами запросы у него были широкими. Вы сами видите, что и городское и сельское население, культурный рост которого идет гигантскими шагами, предъявляет большие культурные запросы.

Жизнь наша все усложняется, она требует все более высокого «потолка» от всех наших работников на всех поприщах. Если сейчас «потолок» учителя, например, два метра, то надо, чтобы он был хотя бы два с половиной метра <...>

А для того, чтобы повышать культуру, надо обратиться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества Нужно знать русскую литературу и в особенности художественную. Без этого не обойтись. Учитель имеет дело с человеческим материалом, с самым молодым и восприимчивым. Художественная литература — это богатейшая панорама типов людей, так по крайней мере я думаю. В художественной литературе вы видите людские типы в бесконечно разнообразных положениях. Поэтому знание художественной литературы — это почти ваша профессиональная обязанность. Поэтому повышение культуры — это в первую очередь знание художественной литературы. Она больше всего обогащает человека, дает возможность (я сужу по своему опыту) расти человеку, больше понимать людей

Вот все, что я хотел вам сказать. Говорить можно бесконечно, вопросов больных у вас много. Самое главное, самое основное, что я хотел сказать, вы слышали. Я бы хотел, чтобы по возвращении домой вы не забыли моих пожеланий. (Бурные аплодисменты).

Калинин М И. Советы партийному работнику. М, 1975, с 159—173.

 

12[3]
Оглавление

Краткое содержание

Эта книга - не учебное пособие по искусству выступать перед аудиторией. Здесь нет скучных параграфов и пустого теоретизирования по поводу.
Книга составлена из примеров известных выступлений наиболее выдающихся ораторов советского времени. Каждое выступление представляет собой шедевр лекторского искусства, и это лучший вариант для изучения. Ведь он позволяет учиться у подлинных мастеров слова!
Каждый текст снабжен блоком заданий, позволяющих лучше усвоить и закрепить пройденный материал.

Партнеры сайта


sample 2