Мастерство лектора

Научись выступать перед людьми.

Искусство публичных выступлений

А. В. Луначарский ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

во всякого рода художественных мастерских, в театрах и академиях, университетах и лабораториях,— что все это должно быть доступно для каждого человека, чтобы каждый из нас в течение, скажем, 8 часов, засучив рукава, работал где-то у себя, а потом шел в храм человеческой культуры и там наслаждался плодами рук не только своих, но и всего общества. Но разве так делается в буржуазном мире? Нет, огромное большинство так называемого «простого народа», который несет на себе главным образом тяжесть труда, совершенно отрезано от этой культуры, абсолютно не может ею пользоваться < > И в то же самое время есть масса паразитов, тунеядцев, которые искажают образ человеческий в том отношении, что только наслаждаются, ничего не творят, отчего атрофируется творческая сила их духа <.. >

Только в правильном обществе, где действительно каждый работает не для того, чтобы кто-то пользовался его трудом, а для того, чтобы дать свой взнос в общий капитал, в общий храм, в котором он сам живет и сам молится великому и прекрасному,— только в таком обществе возможен действительно образованный человек, только там человек может раскрыть свое сердце и перестать говорить вместе с Мопассаном, что человек всегда одинок и что лучший друг его есть загадка. Подобное недоверие друг к другу поселилось в сердцах в силу условий общественных, в силу частной собственности, оно должно расплавиться, сердца должны слиться с другими сердцами в атмосфере братства, в атмосфере любви и помощи друг другу < >

Таким образом, ясно, какие цели должно иметь образование. Оно должно стремиться создать из человека, искалеченного теперешним обществом, физического красавца, выполняющего решительно все то, что диктует ему наличие у него всех органов, которые у нас загнаны, не развернуты Нужно, чтобы он развернул все свои органы гармонично, так, чтобы они не мешали один другому. А общество в целом также должно развернуть все свои органы так, чтобы они не мешали один другому, как в организме образованного человека каждая клетка живет и действует для блага всех и все сливается в ощущении счастья, так же точно и в обществе все должно служить для общей цели, и всякий отдельный индивидуум должен дать максимум творческих усилий, чтобы все слилось в одну гармонию.

И эта-то гармоничность то, что мы называем культурой, и есть образование. Школа должна служить этому образованию, но как она может служить ему? Может ли она дать человеку в полном объеме подобное образование? Нет, его нельзя достигнуть ни в какие годы, процесс этого образования идет с человеком до могилы. Сколько человек живет, столько же он и учится. И нет такого срока у человека, когда он не должен был бы учиться Сама жизнь устроена так, что нужно учиться, не только потому, что всякое искусство и всякая наука бесконечно совершенствуются, но и потому, что жизнь вокруг нас дает нам каждый месяц новые задачи, заставляет нас приспособляться к новому Один знаменитый японский художник сказал, что только в 70 лет он окончательно понял, что такое рисование, что только в 70 лет он почувствовал себя настоящим художником < >

Велико искусство быть ребенком, но этому искусству учит сама жизнь. Почти всякий умеет быть ребенком, только не мешайте его детской радости. Не мешайте, не разрушайте этой его гениальной способности радоваться жизни. Но дальше, когда мы переходим к юности, когда мы переходим к зрелому возрасту и к старости, великое искусство жизни является самым важным искусством Да, это одно из великих искусств — быть прекрасным стариком, и, может быть, ни в чем так полно человечество не выражается, как в мудром старце, сердце которого открыто для всего нового, который приветствует новое поколение, который передает ему свой опыт, который может сказать, что жизнь его действительно проведена им при свете любви. И вот она приходит к величественному и спокойному закату, когда человек, насыщенный днями, не заботясь о загробной жизни, умирает, сознавая, что то, что он сделал, передается в руки грядущих поколений.

Свершилось. И старец великий смежил Орлиные очи в покое, Он землю покинул, зане совершил В пределах земных все земное.

12[3]4
Оглавление

Краткое содержание

Эта книга - не учебное пособие по искусству выступать перед аудиторией. Здесь нет скучных параграфов и пустого теоретизирования по поводу.
Книга составлена из примеров известных выступлений наиболее выдающихся ораторов советского времени. Каждое выступление представляет собой шедевр лекторского искусства, и это лучший вариант для изучения. Ведь он позволяет учиться у подлинных мастеров слова!
Каждый текст снабжен блоком заданий, позволяющих лучше усвоить и закрепить пройденный материал.

Партнеры сайта


sample 2