Мастерство лектора

Научись выступать перед людьми.

Искусство публичных выступлений

А. В. Луначарский ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Всего объема наук вместить в свою голову невозможно. Мало того, вся культура наша современная строится таким образом, что одни берут для себя одни обязанности, а другие — другие, и невозможно быть одновременно хотя бы одинаково хорошим врачом, живописцем, музыкантом и техником. Этого не бывает. У каждого хорошего гражданина в нашем обществе есть своя специальность, в которой он совершенствуется, которую он знает досконально, к которой он привык и в которой он поэтому превосходно работает. Что же, тогда образованный человек вообще будет потерян? Значит, никакого всеведения никогда человеку не будет дано? Значит, один будет инженером, другой — агрономом, а третий — каким-нибудь портным, и каждый будет знать только свою специальность, так же как в нашем живом организме нельзя соединить клетки сердца и клетки мозга, они совершенно разные, разные цели преследуют и существуют диспаратно?

Нет, конечно. Человеческое общество идет к разделению труда. Подлинное человеческое правильное общество идет путем разделения труда к тому, чтобы приобрести возможно больший общий капитал как благ, так и познаний. Но если бы никто не сознавал этих общих познаний, того, что творит медицина у себя, социология у себя, география в своей области, астрономия в своей, что такое химические или механические умения, биология и педагогика, если бы каждый знал только свою работу, а итоги других не были бы ему известны, тогда культура бы распалась. Образованный же человек тот, кто все это знает в общем, суммарно, но имеет и свою специальность, который знает свое дело досконально, а об остальном гордо заявляет: ничто человеческое мне не чуждо. Человек, который знает основы и выводы и в технике, и в медицине, и в праве, и в истории и т. д.,— действительно образованный человек. Он действительно идет к идеалу всеведения. Но не таким образом, чтобы поверхностно скользить по всему, он должен иметь свою специальность, он должен знать свое дело, но вместе с тем интересоваться и уметь войти в любой другой круг познаний. Такой человек слышит весь концерт, который играют вокруг него, все звуки для него доступны, все они сливаются в одну гармонию, которую мы называем культурой. И в то же самое время сам он играет на одном определенном инструменте, играет хорошо и делает свой

ценный вклад в общее богатство, а это общее богатство все в целом отражается в его сознании, в его сердце.

Таков интеллектуально развитой человек, таков образованный человек.

Возьмем теперь эстетическое, художественное образование. Совершенно так, как я говорил о врачах, адвокатах, так же нужно говорить и о художниках. Если у вас есть талант, вы можете сделаться специалистом-живописцем. Но горе вам, если вы в качестве живописца скажете: я музыки вообще не понимаю, не признаю, мое дело — живопись, как горе вам, если вы скажете: какое мне дело до астрономии, я до сих пор думаю, что солнце вращается вокруг земли. Невеждою не должен быть никто. Всякий должен знать основы всех наук и всех искусств. Будь вы сапожник пли профессор химии, если у вас закрыта душа к любому из искусств,— значит, вы урод, такой же, как если бы у вас не было одного глаза или вы были бы глухим, ибо образование человека заключается именно в том, чтобы все, в чем человечество творит историю и культуру, что отражается в произведениях, идущих на пользу человека, или на его утешение, или просто на наслаждение жизнью,— чтобы все это было доступно каждому человеку, но чтобы при этом он имел какую-нибудь специальность < > Но нельзя ни в коем случае, чтобы специальность убивала в человеке общее образование, как и общее образование не убивало бы в человеке специальность, отчего происходит одно из самых отвратительных явлений — дилетантизм. Дилетанта, человека наслаждающегося, срывающего цветы, снимающего сливки, не должно быть. Непременно нужно, чтобы в какой-нибудь одной области человек сам творил, чтобы в ней он углубленно работал, с творческим напряжением индивидуальных сил и кровью своего сердца, соком своего мозга создавал действительно важные приобретения для человечества. Если этого нет в человеке, если он только дилетант, то он не может быть признан образованным человеком.

Теперь мы перейдем к этике — к морали. Уже когда мы говорили об интеллектуальном, техническом и художественном развитии человека, мы могли спросить себя: постойте, вы говорите, что все человечество должно быть к услугам каждого человека, что все, что произведено в шахтах, на полях, на огородах, на фабриках и заводах,

1[2]34
Оглавление

Краткое содержание

Эта книга - не учебное пособие по искусству выступать перед аудиторией. Здесь нет скучных параграфов и пустого теоретизирования по поводу.
Книга составлена из примеров известных выступлений наиболее выдающихся ораторов советского времени. Каждое выступление представляет собой шедевр лекторского искусства, и это лучший вариант для изучения. Ведь он позволяет учиться у подлинных мастеров слова!
Каждый текст снабжен блоком заданий, позволяющих лучше усвоить и закрепить пройденный материал.

Партнеры сайта


sample 2