Искусство публичных выступлений
М. И. Калинин. РЕЧЬ НА СОВЕЩАНИИ УЧИТЕЛЕЙ-ОТЛИЧНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ СОЗВАННОМ РЕДАКЦИЕЙ «УЧИТЕЛЬСКОЙ ГАЗЕТЫ»
Дежурные следят, чтобы поведение ребят не слишком нарушало порядок». Так, да? (С места: «Да» )
Разве вы хотите, чтобы ребенок был средним обывателем, человеком лет 45 с немного испорченным желудком? (Смех.) Или хотите, чтобы ребенок был точным подобием вам — взрослым людям? У ребят ведь слишком много инициативы. Если бы я был учителем и если бы ребята где и созорничали, но так, что при этом была бы видна храбрость, то я бы эту храбрость как-то поощрил, а за самое озорство пожурил их немного, и тем бы ограничился. Конечно, надо различать: есть озорство и озорство. Если бы меня спросили, что самое главное требуется в настоящий момент от учителя, то я бы сказал: растить нового человека. (Мы это часто говорим, и тут я нового ничего не говорю.) У нас создается новый человек социалистического общества. Этому новому человеку надо прививать самые лучшие человеческие качества. Ведь и новый, социалистический человек, он не будет человеком, у которого отсутствуют человеческие чувства Человек есть человек Из этого надо исходить
Какие же человеческие качества надо прививать? Это, во-первых, любовь, любовь к своему народу, любовь к трудящимся массам Человек должен любить людей. Если он будет любить, то ему будет жить лучше, веселее будет жизнь, ибо никто не живет так худо в мире, как мизантроп — человеконенавистник Он сам хуже всех живет.
Во-вторых — честность. Приучить ребят к честности. Этого учитель должен, по-моему, добиваться последовательно всеми педагогическими приемами, какие только возможны. Не врать, не обманывать, а вести себя честно
В-третьих — храбрость. Социалистический человек — человек труда, он хочет завоевать мир, и не только мир, существующий на земном шаре, но и вселенную раздвинуть разумом человека.
В-четвертых — товарищеская спайка. Надо, чтобы товарищеская спайка была. Она нужна хотя бы потому, что мы находимся в капиталистическом окружении, потому что идет сие тематическая травля нашего Союза и каждый буржуа с вожделением ждет удобного момента, чтобы раздавить Советский Союз. Конечно, они не дождутся такого момента, но это не значит, что Советский Союз только стальной стеной может быть защищен. СССР будет еще сильнее, если у советских людей товарищеская спайка с малолетства будет воспитываться, — действительная, крепкая товарищеская спайка со школьного возраста. Тогда, если придет человек в Красную Армию или попадет на фронт, ему легче включиться в боевую спайку. Он придет уже спаянный любовью к социалистической родине.
В-пятых — это надо любить труд. Не только любить, но и честно относиться к труду, твердо при этом памятуя, что если человек живет, питается и не работает, то это значит, что он поедает чужой труд. Нет особой нужды это перед вами развивать. Это перед учениками следует развивать О труде надо особо поднять вопрос. Мы часто говорим: «Труд есть дело чести!». И если вы будете только повторять, что «труд есть дело чести», то этого будет мало. Не в этом выполнение воли партии и народа. Нужно, чтобы ребята видели конкретно, что действительно труд есть дело чести. Ребенка не обманешь. Если чуть-чуть фальшь, то он уже не будет верить.
Можно продолжить перечень качеств нового человека, но я ограничусь только этими. Это — качества марксиста-ленинца. Но таковы требования и к каждому честному здравомыслящему человеку. В том-то и ценность нашей теории, что она требует то, что требуется для честного, здравомыслящего человека.
Дисциплина это само собой — она вытекает из тех качеств, о которых я говорил выше. Ребята любят ломать, коверкать. Мы сами были такими. Слазить в чужой сад — это было удовольствием; ворованное яблоко казалось слаще, чем свое или купленное. Но все-таки надо говорить, чтобы люди хранили ценности, берегли. Нужно не только ломать, но и созидать — в этом суть. Мы не только ломаем старое, мы являемся строителями нового.
Краткое содержание
Эта книга - не учебное пособие по искусству выступать перед аудиторией. Здесь нет скучных параграфов и пустого теоретизирования по поводу.
Книга составлена из примеров известных выступлений наиболее выдающихся ораторов советского времени. Каждое выступление представляет собой шедевр лекторского искусства, и это лучший вариант для изучения. Ведь он позволяет учиться у подлинных мастеров слова!
Каждый текст снабжен блоком заданий, позволяющих лучше усвоить и закрепить пройденный материал.
Партнеры сайта