Мастерство лектора

Научись выступать перед людьми.

Искусство публичных выступлений

М. И. Калинин. РЕЧЬ НА СОВЕЩАНИИ УЧИТЕЛЕЙ-ОТЛИЧНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ СОЗВАННОМ РЕДАКЦИЕЙ «УЧИТЕЛЬСКОЙ ГАЗЕТЫ»

Вы говорите, что дискуссии нужны. Кто же вам мешает? Собрались пять — десять человек. Ведь пять человек могут основательно поспорить между собой. Кто вам мешает? А если вы еще будете писать доклады, то я должен прямо сказать,— в пять раз больше изучите вопрос, чем вы лекцию прослушаете. Ведь чтобы доклад писать, для этого надо каждое слово, каждую щель продумать. Доклад писать — надо и туда в источник заглянуть и сюда. При писании доклада куда больше проработаете вопросов, чем если только прослушать лекцию. Восприятие на лекции от многого зависит — какой лектор и какое У вас настроение. Может быть, во время лекции проговорили с соседом Вы сами знаете, что в лекции нередко — три четверти

вода, а одна четверть — полезные сведения. (Смех.) Мы, к сожалению, не умеем, как следует, выжимать воду. Правда, ее надо выжимать. Но все же полностью ее не выжмешь. Не подумайте, что я против лекций. Само собой понятно, что лекции очень важный вид обучения. Я лишь толкаю вас на самостоятельную работу, а эта работа заставит вас посещать лекции и внимательно их слушать<...>

Когда говорят об изучении марксизма-ленинизма, то нередко думают, будто должны только одни марксистские книги читать — Маркса, Энгельса, Ленина. На самом деле — не только. Но задача в том, чтобы всякую книгу читать по-марксистски, по-ленински. Скажем, читают Чернышевского, его можно читать по-разному. Передовой читатель шестидесятых-семидесятых годов читал его по-своему, либеральный читатель тех времен читал его по-своему, а мы, как марксисты-ленинцы, читаем его по-своему. Наше понимание будет другим. Когда делаешь доклад о работе Чернышевского, когда разбираешь Чернышевского, когда развертываются прения и взаимная шлифовка мыслей, тогда будешь лучше усваивать марксизм-ленинизм. В спорах надо говорить своими словами, своим языком. Должен быть у вас свой язык, я это знаю. Надо, чтобы люди спорили, и не искусственно, а по существу, т. е. так, чтобы дело доходило, если не до «драки», то хотя бы до серьезной, до жаркой перепалки. Вот как надо ставить вопрос. Тогда люди будут ходить на кружки и заниматься. Познание марксизма-ленинизма лучше всего дается именно при таком методе изучения.

Я думаю, что тексты вы лучше моего знаете, я уверен в этом. Если бы я стал вместе с вами сдавать зачет, то провалился бы по части текстов, безусловно провалился. А марксистски подойти к вопросу, я думаю, наверняка сумею правильнее, чем вы, скорее найду линию подхода, потому что длительный опыт, практика, обогащенная теоретическими спорами, — все это обострило мои чувства. Я чувствую фальшь, когда дается неверная формулировка. Таким образом, у меня появилось новое чувство, которое выработалось в теоретических спорах и перепалках, которое приучило меня к внимательности. Поэтому бояться обсуждений не следует, а нужно приучить к ним людей. Только таким способом будут отшлифовываться ваша мысль и ваш язык. Когда вы будете знать, что по каждому неверному выводу и по каждой неправильной формулировке с вами будут спорить, тогда вы станете внимательнее искать правильные решения.

Поэтому если вы хотите понять марксизм-ленинизм и овладеть этой теорией, то доклады, рефераты и споры на основе самостоятельных занятий принесут вам огромную пользу. Самостоятельное изучение есть основной метод овладения марксизмом-ленинизмом.

 

II. ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ – ВОСПИТАНИЕ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА – ГРАЖДАНИНА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Может быть, вчера тут говорилось, а сегодня вот никто не сказал, как у вас ребята, как с ними идет работа, какие отношения с ребятами? Тут товарищ мимоходом говорил: «Установлены дежурства в рабочих общежитиях.

1[2]34
Оглавление

Краткое содержание

Эта книга - не учебное пособие по искусству выступать перед аудиторией. Здесь нет скучных параграфов и пустого теоретизирования по поводу.
Книга составлена из примеров известных выступлений наиболее выдающихся ораторов советского времени. Каждое выступление представляет собой шедевр лекторского искусства, и это лучший вариант для изучения. Ведь он позволяет учиться у подлинных мастеров слова!
Каждый текст снабжен блоком заданий, позволяющих лучше усвоить и закрепить пройденный материал.

Партнеры сайта


sample 2