Мастерство лектора

Научись выступать перед людьми.

Искусство публичных выступлений

Б. В. Гнеденко НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И МАТЕМАТИКА

В аудитории поднялся страшный шум. Медики были возмущены. Вспоминаю сейчас, как крупный диагност, специалист в области так называемой торакальной хирургии, то есть хирургии грудной полости, профессор Иванов поднялся и заявил: «Молодости свойственно увлекаться, а специалисту свойственно преувеличивать возможности его науки. Мы — медики — шесть лет учимся, а затем практикуем в больницах и клиниках. И зачастую врач, проработавший всю жизнь, так и не научился правильно ставить диагноз. Для того чтобы диагностировать, мало одних знаний. Нужно нечто большее. Раньше бы сказали, что нужна «искра божья». А вы хотите, чтобы автомат, машина, металл заменил собой врача. Это невозможно, и никогда математический расчет не заменит врача».

Я ему ответил, что мы не стремимся заменить врача. Мы стремимся оказать ему помощь.

В тот же вечер к нам обратился один врач, пожелавший работать вместе с нами. Это был профессор Николай Михайлович Амосов, который теперь хорошо известен не только как врач-исследователь, замечательный хирург, но и как автор повестей о жизни и работе медиков. Так мы начали работать с профессором Амосовым. Работали в нескольких направлениях. Сам он в ту пору, как, впрочем, и впоследствии, занимался главным образом проблемами в области хирургии сердца.

Работа наша пошла по нескольким направлениям. Первое — создание логических основ постановки медицинского диагноза сердечных заболеваний; второе — разработка методов объективной оценки диагностических признаков и симптомо-комплексов для разных сердечных заболеваний; третье — попытка «переложить» на электронную вычислительную машину процесс диагностики и четвертое — создание диагностических приборов.

Я вспоминаю, как талантливым инженерам на базе идей, используемых в сейсмологии и в электронной вычислительной технике, удалось построить прибор для безынерционного определения давления крови в полостях сердца и крупных кровеносных сосудах. Я вспоминаю, как этот прибор впервые был испытан при подготовке к операции двух больных. В отношении одного больного прибор показал, что предварительный диагноз заболевания правильный. В отношении другого он показал, что он неверен, и в этом случае операция помочь не может. Обоим больным была сделана операция. Но второй больной не был прооперирован до конца: уже при вскрытии грудной клетки убедились, что сердце поражено совсем другой болезнью, чем предполагалось. Рану зашили и больного возвратили в палату.

С тех пор этот прибор использовался в клинике постоянно. Он был принят на вооружение медицины.

Позднее мы построили машину для диагностики заболеваний сердца. В машину вводились последовательно двадцать шесть диагностических признаков, и она постепенно выдавала сведения о заболевании. Иногда машина очень быстро могла ответить на вопрос, иногда же показывала, что не в состоянии ответить на столь сложный вопрос.

На машине мы «проиграли» большое число историй болезней, закончившихся операцией. Эти операции подтвердили правильность диагнозов, поставленных машиной. После этого мы решили пригласить врачей. Пригласили специалистов в области хирургии сердца, терапевтов, а также специалистов по психическим заболеваниям. Реакция была очень интересной. С утра до позднего вечера наши гости сидели около машины. Они буквально были увлечены «игрой» с машиной, а так как они принесли с собой истории болезней, то эта «игра» имела определенный интерес чисто прикладного характера.

После того как мы продемонстрировали машину и наши гостя сами поработали с ней, профессор Иванов, о котором я вам рассказывал, заявил: «Идите работать с нами, мы умеем диагностировать хорошо, с нами вы сумеете создать такую машину, которая будет диагностировать не хуже лучшего диагноста мира».

Врач-терапевт, специалист по диагностике заболеваний пищеварительного тракта, сказал иначе: «Зачем вы взялись за такую трудную задачу, как диагностика сердечных заболеваний? Давайте работать вместе, и мы создадим такую машину, которая будет диагностировать практически без ошибок».

Оглавление

Краткое содержание

Эта книга - не учебное пособие по искусству выступать перед аудиторией. Здесь нет скучных параграфов и пустого теоретизирования по поводу.
Книга составлена из примеров известных выступлений наиболее выдающихся ораторов советского времени. Каждое выступление представляет собой шедевр лекторского искусства, и это лучший вариант для изучения. Ведь он позволяет учиться у подлинных мастеров слова!
Каждый текст снабжен блоком заданий, позволяющих лучше усвоить и закрепить пройденный материал.

Партнеры сайта


sample 2