Мастерство лектора

Научись выступать перед людьми.

Искусство публичных выступлений

А. Е. Ферсман САМОЦВЕТЫ РОССИИ

и следы которого нашли в старинных раскопках Экбатаны в Персии. Целая гамма тонов связывает слабо зеленоватые или синеватые бериллы с густозелеными темными аквамаринами Ильменских копей, и как не редки эти камни, но их красота почти не имеет себе равных. Близки к ним по тону синевато-зеленые эвклазы россыпей Южного Урала, таинственно прекрасен изменчивый александрит, в котором, по словам Лескова, «утро зеленое, но вечер красный». Во всем мире нет александритов прекраснее уральских, и лишь изредка дарят их россыпи Цейлона, наделяя их шелковистым отливом.

Прекрасен бархатный густо-зеленый нефрит Саянских стремнин, и все тона от нежно зеленоватого до темного цвета листвы рисует нам этот красивый, но мрачный камень Сибири. Разнообразны зеленые сорта яшм — то светло-серые или стальные с зеленоватым отливом (Калканская), то ярко-зеленые благодаря обилию эпидота (Орская), то темные сине-зеленые исключительной красоты (Ново-Николаевская на Южном Урале). Разнообразием зеленых порфиров дарит нас Алтай, и среди различных зеленых яшм этого края красуется великолепный зеленый античный порфир, почти не отличимый от знаменитого Пелопонесского камня Крокеи.

Как мишурная роскошь вспоминается нам и малахит наших медных рудников, с грандиозностью запасов которых не может сравниться ни одно месторождение мира: то бирюзово-зеленый камень нежных тонов, то темно-зеленый с атласным отливом (Средний Урал), то сливающийся с синим азуритом в красивую красочную картину (Алтай).

Я не говорю о других зеленых камнях России; о моховиках забайкальских степей, уральском амазонском камне, где зеленый тон уступает в красоте нежно-голубому; редком хризопразе Урала, змеевике разнообразных оттенков, офиокальците с мягким рисунком слоистого мрамора и о многих других камнях (напр. хромовом мраморе, фукситовом сланце — марипозите Урала).

И невольно возникает вопрос, как сложилось обилие в России именно зеленого камня, есть ли какая-либо общая причина, которая кроется в условиях русской природы и которая могла бы вызвать такое преобладание зеленых тонов. От чего зависит цвет драгоценного камня? Нет ли общей причины зеленой окраски пород?

Мы входим здесь в сложную область явлений, на которые еще не сумел ответить точный ум естествоиспытателя. Как часто, показывая камни посетителям музея, я становился в тупик перед наивными и постоянными вопросами слушателей: отчею он такой красный, а почему аметист фиолетовый и чем окрашен голубой топаз? Избитые, простые, но ничем не доказанные объяснения каких-то невесомых и неведомых примесей то титана, то марганца, то органических веществ отходят уже в область прошлого, и лишь по рутине держатся еще эти объяснения, далеко не доказанные и очень сбивчивые. Только сейчас, благодаря успехам искусственного получения минералов, благодаря применению спектроскопа, удается постепенно выяснить причину окраски и ее изменчивые проявления. В одних случаях постепенно вырисовывается роль тех немногих элементов, которые являются носителями этого красочного пигмента и от которых зависят однородные яркие тона ряда минералов. Но это касается только ярких и определенных тонов, все остальные более мягкие оттенки — цвета берилла, топаза или циркона, различные оттенки дымчатого кварца и аметиста — все это лежит, по-видимому, в области особых процессов, где переплетается ионный распад с атомным и молекулярным строением или самого вещества, или этих примесей. К счастью, для большинства зеленых камней мы имеем более определенную картину, и их окраска в подавляющем числе случаев связана с одним из четырех элементов: хромом, медью, никелем и железом (последним — в низших формах его соединений). И действительно, именно этим металлам обязана вся красота зеленого самоцвета: хром доказан в изумруде, демантоиде, александрите, нефрите, жадеите, змеевике, хромовой плазме и хромовых мраморах, медь — в малахите, азурите, диоптазе и бирюзе, никель — в хризопразе, а закись железа, часто сочетаясь с хромом, обусловливает разнообразие зеленых тонов нефрита, диопсида, змеевика, яшм, порфира, моховика, офиокальцита и зеленых порфиров.

1[2]3
Оглавление

Краткое содержание

Эта книга - не учебное пособие по искусству выступать перед аудиторией. Здесь нет скучных параграфов и пустого теоретизирования по поводу.
Книга составлена из примеров известных выступлений наиболее выдающихся ораторов советского времени. Каждое выступление представляет собой шедевр лекторского искусства, и это лучший вариант для изучения. Ведь он позволяет учиться у подлинных мастеров слова!
Каждый текст снабжен блоком заданий, позволяющих лучше усвоить и закрепить пройденный материал.

Партнеры сайта


sample 2