Мастерство лектора

Научись выступать перед людьми.

Искусство публичных выступлений

А. Е. Ферсман САМОЦВЕТЫ РОССИИ

 

В хрестоматию включены два фрагмента из лекций Александра Евгеньевича Ферсмана, читанных им в 1919 г. в Комиссии производительных сил России Российской Академии наук. Академик А. Е. Ферсман был классиком научной популяризации. Его книги — «Занимательная минералогия», «Занимательная геология», «Занимательная геохимия», «Воспоминания о камне» — любимы миллионами читателей, они выдержали десятки изданий и переведены на многие иностранные языки. Несомненно, природа одарила А. Е. Ферсмана талантом не только ученого, но и художника слова. Его называли поэтом камня, и он действительно был им.

Лекции А. Е. Ферсмана, как и его книги,— это сплав исследований ученого-натуралиста, разысканий историка, вдохновения литератора, мастерства оратора. Он понимал язык камня, проник в тайны пестрого наряда его кристаллов, таинственного созвучия его красок блеска, форм и все это сумел передать словом, заставляя человека внимательнее взглянуть вокруг себя, уча его быть более чутким и зорким, более человечным.

Во многих отношениях лекции А. Е. Ферсмана — живой и достойный подражания пример творческого отношения к популяризации научных знаний.

Задания

- Составьте простой план лекции. Определите ее композиционные особенности.

- В чем своеобразие и каковы функции зачина лекции?

- Как связаны с содержанием речи К. А. Тимирязева предпосланные лекции эпиграфы? Как использован первый эпиграф?

- Проанализируйте концовку лекции и охарактеризуйте ее общефилософское и социально-политическое значение. Как отражена здесь гражданская позиция ученого?

- Для чего лектор прибегает к таким выражениям, как быть может, мне уже давно готовы возразить .. теперь нам понятно,.., прежде всего позвольте ввести вас... и т. п.?

- Проанализируйте частные выводы, которыми лектор заканчивает некоторые разделы своей речи. Обратите внимание при атом на роль слов итак, таким образом и т. п.

- Определите, как в текст лекции вводятся неизвестные слушателям термины гонидии, лихенолог, симбиоз и др.

- Как и с какой целью толкует лектор общеизвестные понятия грибы, водоросли, мхи?

- Найдите наиболее яркие тройы и фигуры. Охарактеризуйте стиль речи К. А. Тимирязева.

 

ЗЕЛЕНЫЕ КАМНИ РОССИИ

Славу русских камней составляют зеленые камни, и нет другой страны в мире, где были бы столь разнообразны и столь прекрасны камни зеленых тонов. Ими гордится Россия, на них и только на них она может рассчитывать, вывозя блестящий самоцвет на рынки Китая, Бирмы и Индии, только зеленый камень может заполнить ее художественные музеи прекрасными достижениями русского камнерезного искусства.

Яркокрасочный изумруд, то густой, почти темный, прорезанный трещинами, то сверкающий яркою ослепительною зеленью, сравнимый лишь с камнями Колумбии; ярко-золотистый «хризолит» Урала, тот прекрасный искристый камень демантоид, который так ценила заграница,

[1]23
Оглавление

Краткое содержание

Эта книга - не учебное пособие по искусству выступать перед аудиторией. Здесь нет скучных параграфов и пустого теоретизирования по поводу.
Книга составлена из примеров известных выступлений наиболее выдающихся ораторов советского времени. Каждое выступление представляет собой шедевр лекторского искусства, и это лучший вариант для изучения. Ведь он позволяет учиться у подлинных мастеров слова!
Каждый текст снабжен блоком заданий, позволяющих лучше усвоить и закрепить пройденный материал.

Партнеры сайта


sample 2