Мастерство лектора

Научись выступать перед людьми.

Искусство публичных выступлений

П. С. Александров ВАЖНЕЙШИХ ПРЕДМЕТАХ ВОСПИТАНИЯ

В упоминаемой речи он говорил: «Мы живем в то время, когда тайна древней схоластики уходит, и юноши не услышат звуков без всякого значения... Здесь учат тому, что существует, а не тому, что изобретено».

К сказанному академик Александров делает добавление об ответственности ученого перед обществом, которому он принадлежит. Ведь с помощью средств современной науки можно было бы устроить рай на земле. По крайней мере этих средств достаточно, чтобы прокормить все человечество.

«Мне кажется,— говорит Павел Сергеевич,— сохраняя прогрессивную традицию тысячелетней давности, всякий ученый и всякий молодой человек, который приобщается к науке и считает ее своим основным делом, должен задуматься над этим.

Сейчас, как никогда раньше, наука неотделима от политики, от направления которой зависит, будет ли человечество счастливо развиваться или же скатится в пропасть своей гибели. Я уверен, человечество избежит этого, но каждый человек, и прежде всего каждый молодой человек, которому сейчас двадцать, должен понимать: это зависит и от него. И понимать, что и учится он в стенах университета еще и для того, чтобы это зависело от него.

Вчера в мои руки попало высказывание одного из крупнейших современных физиков, старого геттингенского профессора Макса Борна: «Будущее науки зависит от того, удастся ли эту потребность, порыв и стремление к творчеству согласовать и привести в гармонию с условиями социальной жизни и этики».

К этим словам можно добавить только то, что от этого зависит не только судьба науки, но, может быть, и судьба человечества».

Все сказанное академиком выражало в своей основе идею воспитания в коллективе и коллективом. По его мнению, воспитывает уже сама принадлежность или приобщение к сообществу, в особенности если оно богато своими традициями. Это, видимо, справедливо по отношению и к весьма расплывчатому и в то же время великому «мировому братству ученых» и к обыкновенной, конкретной студенческой группе.

Затем П. С. Александров говорит, что «чувство коллектива» имеет и свою антитезу, точнее, скрытую опасность, которая иногда подменяет это благородное чувство. Некоторые называют эту аномалию подражанием, чувством стадности, погоней за модой.

«Было бы полбеды,— говорит Павел Сергеевич,— если бы мода распространялась на длину юбки или на форму носка у ботинок, но, к сожалению, уже распространена мода на мнения, на художественные произведения, на жизненные привычки.

Я уже говорил о годах своей юности. Разве можно было тогда представить себе молодого человека, делающего что-либо только потому, что это делает другой? Тогда это казалось унижением, а сейчас порой мы видим унизительное для современного молодого человека понятие моды».

Напомним, речь опять-таки идет не о туалетах <...>

Чувство взрослости, которое, конечно, должно воспитываться и быть присущим каждому молодому человеку, вышедшему из школьного возраста,— по-моему, самое зрелое чувство. Оно несет в себе ответственность перед обществом и перед собой, иначе это можно назвать чувством самостоятельности, самодеятельного выбора того, что человеку нравится (а не кажется, что нравится!), известным, как говорим мы, математики, чувством порядка, в котором расположены различные ценности человеческой жизни. Это регулирует и наше сознание: что важно, что менее важно, чем можно пожертвовать».

Как бы возражая Уайльду, П. С. Александров говорит, что совсем неважно быть серьезным в том, чтобы не позволять себе никакой шалости, «всего того, чем двадцать лет отличаются от пятидесяти». Он рассказывает, как студент Лобачевский на спор оседлал «в центре Казани корову и, управляя ею посредством ее рог, сделал несколько туров по городскому парку».

Оглавление

Краткое содержание

Эта книга - не учебное пособие по искусству выступать перед аудиторией. Здесь нет скучных параграфов и пустого теоретизирования по поводу.
Книга составлена из примеров известных выступлений наиболее выдающихся ораторов советского времени. Каждое выступление представляет собой шедевр лекторского искусства, и это лучший вариант для изучения. Ведь он позволяет учиться у подлинных мастеров слова!
Каждый текст снабжен блоком заданий, позволяющих лучше усвоить и закрепить пройденный материал.

Партнеры сайта


sample 2