Искусство публичных выступлений
П. С. Александров ВАЖНЕЙШИХ ПРЕДМЕТАХ ВОСПИТАНИЯ
Лобачевский любил повторять, что всякая плохая прочитанная книга есть выпитый яд. Вовсе не важно читать вообще — важно читать только хорошие книги. Это в такой же, если не в большей, степени относится и к плохим фильмам и к плохой музыке, ко всему, что неправильно называют искусством».
Еще одна мысль П. С. Александрова: в воспитании вкусов неуместно вспоминать, что о них не спорят. Ответственность за будущее заставляет наставника обращать внимание на уже апробированные, вечные ценности культуры прошлого. Только время может стать действительным критерием ценности того или иного художника, заключает лектор.
С плохим вкусом нужно повести самую решительную и самую организованную борьбу, «хотя, к сожалению, нельзя определить, что такое пошлость, как нельзя определить, что такое красота».
В «Правде» была напечатана статья ярославского учителя Балыкова об эстетическом воспитании молодежи. Академик П С. Александров говорит, что эта статья произвела на него впечатление настоящего произведения.
«Чувства воспитываются только чувствами,— пишет учитель — А преподавание литературы — едва ли не единственного предмета, близкого к эстетическому воспитанию, ведется из рук вон плохо Ведь важно не то, чтобы ученики в старших классах учили бы — Татьяна как то-то и то-то и Онегин как то-то и то-то,— а важно, чтобы они хотя бы прочитали все это, что, к сожалению, происходит далеко не всегда.
«Равнодушие к прекрасному оборачивается порой безответственностью чувств»,— написал ярославский учитель. На моем столе вместе с номером «Правды», где напечатана эта статья, лежит и программа Академии педагогических наук по эстетическому воспитанию. К сожалению, план большой научной работы уступает этой статье скромного ярославского учителя.
Искусство бывает разным. Одно не заставляет нас вспоминать о художнике, другое делает бессмертным не только произведение, но и личность его создателя
Человек знает наслаждения,— говорит Лобачевский,— ищет их с выбором, утончает. Он знает также и то, чего лучше не знать, он знает, что он должен умереть. Смерть — как бездна, которая все поглощает, которую ничем нельзя наполнить, как заговор, который ни с чем нельзя сравнить.
Но почему же смерть должна быть злом? Мы живем одно мгновенье — прошедшее как бы не существовало. Когда смерть придет, тогда — все равно сколько ни прожил,— а будешь дорожить жизнью.
Любовь к обществу, пробужденная с юных лет, дает заранее то направление страстям и те силы, которые дозволяют нам всегда быть над смертью.
Воспитывать эти душевные силы и призвано высокое искусство.
Всякое человеческое творчество несет в себе и познание и красоту. В самой неповторяемости эмоционального содержания каждого художественного произведения есть элемент познания Мы узнаем что-то новое и о человеке и о мире, что-то такое, что никакими другими средствами не может быть рассказано и познано. Но и всякое научное творчество неотделимо от эстетической эмоции.
Об этом я могу говорить, естественно, как математик Всякое серьезное математическое творчество требует в какой-то момент того полного напряжения всех эмоциональных и волевых свойств человека, которое поэты называют вдохновением и которое в геометрии нужно так же, как и в поэзии».
Известный вопрос о таланте. Откуда он берется, в какой степени можно подменить его трудолюбием. Лектор подчеркивает, что творческое восприятие мира и собственной жизни не только доступно, но в юношеском возрасте свойственно каждому человеку Он приводит слова немецкого ученого Эрнста Кречмана, утверждавшего, что всякий юноша между 15 и 20 годами имеет психологию потенциально одаренного человека
Краткое содержание
Эта книга - не учебное пособие по искусству выступать перед аудиторией. Здесь нет скучных параграфов и пустого теоретизирования по поводу.
Книга составлена из примеров известных выступлений наиболее выдающихся ораторов советского времени. Каждое выступление представляет собой шедевр лекторского искусства, и это лучший вариант для изучения. Ведь он позволяет учиться у подлинных мастеров слова!
Каждый текст снабжен блоком заданий, позволяющих лучше усвоить и закрепить пройденный материал.
Партнеры сайта