Мастерство лектора

Научись выступать перед людьми.

Искусство публичных выступлений

П. С. Александров ВАЖНЕЙШИХ ПРЕДМЕТАХ ВОСПИТАНИЯ

Лобачевский любил повторять, что всякая плохая прочитанная книга есть выпитый яд. Вовсе не важно читать вообще — важно читать только хорошие книги. Это в такой же, если не в большей, степени относится и к плохим фильмам и к плохой музыке, ко всему, что неправильно называют искусством».

Еще одна мысль П. С. Александрова: в воспитании вкусов неуместно вспоминать, что о них не спорят. Ответственность за будущее заставляет наставника обращать внимание на уже апробированные, вечные ценности культуры прошлого. Только время может стать действительным критерием ценности того или иного художника, заключает лектор.

С плохим вкусом нужно повести самую решительную и самую организованную борьбу, «хотя, к сожалению, нельзя определить, что такое пошлость, как нельзя определить, что такое красота».

В «Правде» была напечатана статья ярославского учителя Балыкова об эстетическом воспитании молодежи. Академик П С. Александров говорит, что эта статья произвела на него впечатление настоящего произведения.

«Чувства воспитываются только чувствами,— пишет учитель — А преподавание литературы — едва ли не единственного предмета, близкого к эстетическому воспитанию, ведется из рук вон плохо Ведь важно не то, чтобы ученики в старших классах учили бы — Татьяна как то-то и то-то и Онегин как то-то и то-то,— а важно, чтобы они хотя бы прочитали все это, что, к сожалению, происходит далеко не всегда.

«Равнодушие к прекрасному оборачивается порой безответственностью чувств»,— написал ярославский учитель. На моем столе вместе с номером «Правды», где напечатана эта статья, лежит и программа Академии педагогических наук по эстетическому воспитанию. К сожалению, план большой научной работы уступает этой статье скромного ярославского учителя.

Искусство бывает разным. Одно не заставляет нас вспоминать о художнике, другое делает бессмертным не только произведение, но и личность его создателя

Человек знает наслаждения,— говорит Лобачевский,— ищет их с выбором, утончает. Он знает также и то, чего лучше не знать, он знает, что он должен умереть. Смерть — как бездна, которая все поглощает, которую ничем нельзя наполнить, как заговор, который ни с чем нельзя сравнить.

Но почему же смерть должна быть злом? Мы живем одно мгновенье — прошедшее как бы не существовало. Когда смерть придет, тогда — все равно сколько ни прожил,— а будешь дорожить жизнью.

Любовь к обществу, пробужденная с юных лет, дает заранее то направление страстям и те силы, которые дозволяют нам всегда быть над смертью.

Воспитывать эти душевные силы и призвано высокое искусство.

Всякое человеческое творчество несет в себе и познание и красоту. В самой неповторяемости эмоционального содержания каждого художественного произведения есть элемент познания Мы узнаем что-то новое и о человеке и о мире, что-то такое, что никакими другими средствами не может быть рассказано и познано. Но и всякое научное творчество неотделимо от эстетической эмоции.

Об этом я могу говорить, естественно, как математик Всякое серьезное математическое творчество требует в какой-то момент того полного напряжения всех эмоциональных и волевых свойств человека, которое поэты называют вдохновением и которое в геометрии нужно так же, как и в поэзии».

Известный вопрос о таланте. Откуда он берется, в какой степени можно подменить его трудолюбием. Лектор подчеркивает, что творческое восприятие мира и собственной жизни не только доступно, но в юношеском возрасте свойственно каждому человеку Он приводит слова немецкого ученого Эрнста Кречмана, утверждавшего, что всякий юноша между 15 и 20 годами имеет психологию потенциально одаренного человека

Оглавление

Краткое содержание

Эта книга - не учебное пособие по искусству выступать перед аудиторией. Здесь нет скучных параграфов и пустого теоретизирования по поводу.
Книга составлена из примеров известных выступлений наиболее выдающихся ораторов советского времени. Каждое выступление представляет собой шедевр лекторского искусства, и это лучший вариант для изучения. Ведь он позволяет учиться у подлинных мастеров слова!
Каждый текст снабжен блоком заданий, позволяющих лучше усвоить и закрепить пройденный материал.

Партнеры сайта


sample 2