Мастерство лектора

Научись выступать перед людьми.

Искусство публичных выступлений

П. С. Александров ВАЖНЕЙШИХ ПРЕДМЕТАХ ВОСПИТАНИЯ

«Я помню,— продолжает академик,— как ученое собрание лысых и убеленных сединами мужей — в этом собрании и я принимал участие — серьезно говорило о том, можно ли брать в аспирантуру одного молодого человека только потому, что он из одной комнаты в другую комнату перешел по карнизу. К счастью, его взяли, и теперь он доцент нашего университета, готовится к защите докторской диссертации...»

И снова лектор следует речи Лобачевского:

Те, у которых умы отупели и чувства заглохли, вы не наслаждаетесь жизнью, вы лишены чувства прекрасного, и я тешусь мыслью, что из нашего университета не выйдут подобные произведения растительной природы, что они даже не войдут сюда потому, что здесь рождается любовь к прекрасному и чувство собственного достоинства.

Лектор еще раз обращает внимание па воспитание этого замечательного чувства — чувства собственною достоинства, которое, по его мнению, прежде всего связано с увлеченностью своей наукой. («Я — математик и думаю о математике, но прекрасно понимаю, что всякая наука прекрасна».) Да и не только наукой, но и музыкой, литературой, живописью, даже спортом! («В этом отношении многие мои коллеги неправы: лучше, когда студент смотрит хоккей, чем дуется в карты».)

Среди многочисленных педагогических опусов, выходящих в наше время, немало посвящено проблемам эстетического воспитания. Из чего оно складывается? Из самого разнообразного восприятия — природы, искусства, жизни.

«Всякому понятна любовь к природе, гораздо чаще возникают вопросы о том, что значит понимать искусство. По-моему,— говорит лектор,— понимать искусство значит только одно — любить его, и ничего больше».

П. С. Александров просит не путать искусства утилитарного, внешнего, что ли, с тем, что должно составлять подлинный пример эстетического воспитания, с тем искусством, про которое Бетховен мог сказать, что назначение музыки высекать огонь из сердец, или, как говорил Пушкин, «глаголом жечь сердца людей».

«Чайковский говорил о музыке как об особенном средстве общения людей, которое не может быть заменено никаким другим средством общения. Вспоминаю один концерт в консерватории: давали Первую симфонию Бетховена. Я обратил внимание на выражение лиц наших студентов и подумал: Бетховен это написал, чтоб у человека могло быть такое выражение лица, как у этих студентов. Думаю, если бы Бетховен встал из могилы, он подтвердил бы мои слова.

Всякое искусство эмоционально. Среди эмоций есть одна эмоция — эмоция эстетическая, эмоция красоты. «Как мимолетное виденье, как гений чистой красоты...»

Красота повсюду. И в этой пушкинской строке, и в каждой правильной геометрической фигуре, будь то шар, сделанный из гранита, или чистая поверхность снега после метели, когда снег ложится волнами — в математике мы называем это аналитической поверхностью,— и все равно это красиво».

«Красота — вокруг нас»,— говорит ученый, только ее надо уметь видеть и учить этому других.

Одно образование, умственное, не довершает всего воспитания. Человек должен еще учиться наслаждаться жизнью, ведь все время наслаждаться жизнью — это чувствовать ее красоту. (Лобачевский).

Воспитание вкуса является одной из первейших задач воспитания. Что же такое наш вкус?

«Это то, что мне нравится, что меня влечет. Черта, отделяющая то, что мне нравится, от того, что мне скучно, чего я не хочу, черта, которая определяет мою склонность, мое отношение к жизни, к тому, что я буду делать,— говорит П. С Александров.— Воспитатель должен помочь молодому человеку, еще только складывающемуся в личность, правильно найти эту черту.

Оглавление

Краткое содержание

Эта книга - не учебное пособие по искусству выступать перед аудиторией. Здесь нет скучных параграфов и пустого теоретизирования по поводу.
Книга составлена из примеров известных выступлений наиболее выдающихся ораторов советского времени. Каждое выступление представляет собой шедевр лекторского искусства, и это лучший вариант для изучения. Ведь он позволяет учиться у подлинных мастеров слова!
Каждый текст снабжен блоком заданий, позволяющих лучше усвоить и закрепить пройденный материал.

Партнеры сайта


sample 2