Мастерство лектора

Научись выступать перед людьми.

Искусство публичных выступлений

П. С. Александров ВАЖНЕЙШИХ ПРЕДМЕТАХ ВОСПИТАНИЯ

   Культура есть нечто большее,- и, если вдруг окажется, что вы не можете доказать теорему, то это вовсе не значит, что вы менее ценный член общества. Когда я поступал в университет, то имел совершенно твердое намерение после окончания преподавать в средней школе. Но судьба сложилась так, что я преподаю в университете, хотя и не считаю, что здесь элемент творчества больший, чем в школе. Плохо только, когда действительное содержание жизни подменяется готовыми формами, когда, например, считается, что надо защитить кандидатскую диссертацию, чтобы вас считали серьезным человеком.

   Не страшит ли вас образ гармонически развитой личности, которую вы считаете идеалом? Не страшит ли она вас своей гармоничностью?

   Меня ничто не страшит, когда человек увлечен своим делом, любит то, что нужно любить. Кстати, никакому человеку не грозит опасность быть слишком идеальным.

 

Задания

- Определите, в чем особенности реферата лекции в сравнении с ее полным текстом, тезисами, конспектом.

- В лекции используются разнообразные приемы подачи материала (воспоминания, цитирование, размышление вслух и т. д.) Найдите эти приемы и определите их функции в речи.

- Раскройте тезис П. С. Александрова «наука неотделима от политики». Почему в лекции о воспитании этот тезис не только уместен, но и необходим?

- Проблемы воспитания весьма обширны и многообразны. Какие ограничения в рассмотрении этой темы связаны с особенностями слушавшей П. С. Александрова аудитории?

- Как выявляется в лекции характер, эрудиция и профессия оратора?

- Какие доводы и способы убеждения используются лектором (просьба, аналогия, ссылка, мысленный эксперимент, сопоставление и т. д)? Найдите их в тексте реферата.

- Проанализируйте вопросы, заданные лектору, и его ответы (их четкость, развернутость, аргументированность, оригинальность и т. п.).

- Какие высказывания лектора и цитируемых им авторов имеют форму афоризма?

- Академик П. С. Александров считал свое выступление лишь современным комментарием к речи Н И Лобачевского. Как особенности лекции-комментария отразились на ее композиции? В чем современность этого комментария?

- Сформулируйте цель лекции «О важнейших предметах воспитания».

 

Оглавление

Краткое содержание

Эта книга - не учебное пособие по искусству выступать перед аудиторией. Здесь нет скучных параграфов и пустого теоретизирования по поводу.
Книга составлена из примеров известных выступлений наиболее выдающихся ораторов советского времени. Каждое выступление представляет собой шедевр лекторского искусства, и это лучший вариант для изучения. Ведь он позволяет учиться у подлинных мастеров слова!
Каждый текст снабжен блоком заданий, позволяющих лучше усвоить и закрепить пройденный материал.

Партнеры сайта


sample 2