Искусство публичных выступлений
П. С. Александров ВАЖНЕЙШИХ ПРЕДМЕТАХ ВОСПИТАНИЯ
Культура есть нечто большее,- и, если вдруг окажется, что вы не можете доказать теорему, то это вовсе не значит, что вы менее ценный член общества. Когда я поступал в университет, то имел совершенно твердое намерение после окончания преподавать в средней школе. Но судьба сложилась так, что я преподаю в университете, хотя и не считаю, что здесь элемент творчества больший, чем в школе. Плохо только, когда действительное содержание жизни подменяется готовыми формами, когда, например, считается, что надо защитить кандидатскую диссертацию, чтобы вас считали серьезным человеком.
— Не страшит ли вас образ гармонически развитой личности, которую вы считаете идеалом? Не страшит ли она вас своей гармоничностью?
— Меня ничто не страшит, когда человек увлечен своим делом, любит то, что нужно любить. Кстати, никакому человеку не грозит опасность быть слишком идеальным.
Задания
- Определите, в чем особенности реферата лекции в сравнении с ее полным текстом, тезисами, конспектом.
- В лекции используются разнообразные приемы подачи материала (воспоминания, цитирование, размышление вслух и т. д.) Найдите эти приемы и определите их функции в речи.
- Раскройте тезис П. С. Александрова «наука неотделима от политики». Почему в лекции о воспитании этот тезис не только уместен, но и необходим?
- Проблемы воспитания весьма обширны и многообразны. Какие ограничения в рассмотрении этой темы связаны с особенностями слушавшей П. С. Александрова аудитории?
- Как выявляется в лекции характер, эрудиция и профессия оратора?
- Какие доводы и способы убеждения используются лектором (просьба, аналогия, ссылка, мысленный эксперимент, сопоставление и т. д)? Найдите их в тексте реферата.
- Проанализируйте вопросы, заданные лектору, и его ответы (их четкость, развернутость, аргументированность, оригинальность и т. п.).
- Какие высказывания лектора и цитируемых им авторов имеют форму афоризма?
- Академик П. С. Александров считал свое выступление лишь современным комментарием к речи Н И Лобачевского. Как особенности лекции-комментария отразились на ее композиции? В чем современность этого комментария?
- Сформулируйте цель лекции «О важнейших предметах воспитания».
Краткое содержание
Эта книга - не учебное пособие по искусству выступать перед аудиторией. Здесь нет скучных параграфов и пустого теоретизирования по поводу.
Книга составлена из примеров известных выступлений наиболее выдающихся ораторов советского времени. Каждое выступление представляет собой шедевр лекторского искусства, и это лучший вариант для изучения. Ведь он позволяет учиться у подлинных мастеров слова!
Каждый текст снабжен блоком заданий, позволяющих лучше усвоить и закрепить пройденный материал.
Партнеры сайта