Искусство публичных выступлений
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КРАСНОРЕЧИЯ
риала, идейности, освоении опыта лучших ораторов прошлого и настоящего, совершенном владении литературным языком, знании неязыковых аспектов лекторского мастерства.
Орфоэпическая норма — языковая норма в области произношения и ударения: понять, понял, поняла (а не понять, понял, поняла); конкретный, рейс, пионер (а не конкретный, рэйс, пионэр) и т. д.
Орфоэпия — 1) совокупность языковых правил, предопределяющих единообразное произношение звуков, сочетаний звуков и единообразие ударения для всех говорящих на данном литературном языке; 2) раздел языкознания, изучающий эти правила.
Остраннение — композиционно-стилистический прием, заключающийся в том, что оратор намеренно избирает не связанное, на первый взгляд, с предметом речи, «странное» начало, чтобы тем самым вызвать усиленное внимание к своим словам.
Отрицательное сравнение — разновидность сопоставления двух явлении или предметов, при котором отрицается сходство между ними и тем самым уточняется характеристика освещаемого факта- ((Советская власть не чудесный талисман. Ома не излечивает сразу от недостатков прошлого, от безграмотности, от бескультурья, от наследия дикой войны, от наследия грабительского капитализма Но зато она дает возможность переходить к социализму» (Ленин В. И, 38, 238).
Парадокс — мысль, словесно оформленная как, на первый взгляд, противоречивое, расходящееся с общепринятой точкой зрения высказывание- Люди не боги- они могут все!
Паралингвистический канал речевого воздействия — те звуковые средства языка (интонационные модуляции голоса, темп речи, а также покашливания, вздохи, хмыканья и т. п.), которые располагаются как бы параллельно с основными языковыми единицами (морфемами, словами, предложениями) и также несут определенную информацию.
Параллелизм — речевой оборот, состоящий в однотипном построении нескольких рядом стоящих фраз- «Самый могучий ум нашей партии перестал мыслить, самое сильное сердце, которое я когда-либо знал, пере стало биться» (Энгельс Ф. Воспоминания о Марксе и Энгельсе. М, 1956, с. 357).
Паронимы — схожие по звучанию, но разные по значению слова: одеть — надеть, хозяйствовать — хозяйничать, дипломат — дипломант — дипломник, проблемный — проблематичный и т. п.
Партийность лекционной пропаганды — основополагающий принцип всей лекционной работы в нашей стране, требующий от лектора глубокой идейности, умения оценивать все явления с марксистско-ленинских позиций, последовательной защиты интересов рабочего класса и всех трудящихся, проведения в жизнь идей и политики Коммунистической партии, непримиримого отношения к враждебной и «нейтральной» идеологии.
Парцелляция — такое построение высказывания, когда намеренно отделяются грамматически и по смыслу связанные слова с целью подчеркнуть их значимость: Он пришел Вечером Один. Когда все перестали его ждать.
Пассивная лексика — слова и выражения, известные говорящему, но редко им употребляемые; в пассивный лексический запас конкретного человека входят, как правило, архаизмы {весь село', брадобрей парикмахер', авиатор летчик'), историзмы (армяк, дьяк, продналог), терминология иных профессий и т. д
Пауза — перерыв в звучащей речи, обусловленный физиологическими, грамматическими, психологическими или логическими факторами.
Пафос речи — эмоциональность речи, стилистическая приподнятость языка, выразительность интонации и манер, вдохновение оратора как следствие его страстности, воодушевленности, убежденности.
Краткое содержание
Эта книга - не учебное пособие по искусству выступать перед аудиторией. Здесь нет скучных параграфов и пустого теоретизирования по поводу.
Книга составлена из примеров известных выступлений наиболее выдающихся ораторов советского времени. Каждое выступление представляет собой шедевр лекторского искусства, и это лучший вариант для изучения. Ведь он позволяет учиться у подлинных мастеров слова!
Каждый текст снабжен блоком заданий, позволяющих лучше усвоить и закрепить пройденный материал.
Партнеры сайта