Мастерство лектора

Научись выступать перед людьми.

Искусство публичных выступлений

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КРАСНОРЕЧИЯ

Эмоциональность речи—выявление в речи чувств, настроения, темперамента оратора, его отношения к предмету речи и к слушателям.

Эмоционально-экспрессивная лексика — слова, не только обозначающие понятия и явления, но и указывающие на. отношение говорящего к ним: зашибить деньгу (ср. заработать), очкарик (ср. человек в очках), лопать (ср. есть), башковитый (ср. умный), шпион (ср. разведчик).

Эмфатическое ударение — усиление эмоциональной нагрузки, эмоциональной выразительности слова или группы слов в предложении, достигаемое в устной речи с помощью ударения, повтора, замедления речи и другими путями.

Эпиграф — крылатое выражение, цитата или иное яркое изречение, помещаемое автором в начале текста как указание на основную идею, тему или общую направленность работы.

Эпитет — образное, выразительное определение, раскрывающее существенные признаки явления: «'...Широкой, вольной, спокойной, стихийно-могучей рекой влилась в натуру внука, влилась изумительной поэтической мощью бабушка Алексея Максимовича, которую мы все любим как родную...» (Луначарский А. В. Ор. рабоч. кл., 425—426).

Этика оратора — один из видов профессиональной этики; совокупность нравственных норм и правил, определяющих отношение лектора к своим обязанностям, к слушателям, к подготовке выступления, к поведению на трибуне и т. д.

Этимологическая справка — объяснение происхождения слова как один из способов толкования важного для восприятия лекции понятия: «Наше слово «образование», как и немецкое Bildung, происходит от слова, «образ». Очевидно, когда народу приходилось определять, что должен сделать из себя всякий человек и что должно сделать общество из него, то рисовалась картина возникновения из какого-то материала образа человеческого. Образованный человек — человек, в котором доминирует образ человеческий» (Луначарский А. В.— О народном образовании. М., 1967, с. 61).

Языковая норма — один из нескольких реально существующих произносительных, грамматических или стилистических вариантов,, общественно одобренный как наиболее подходящий для общения в данной ситуации и отвечающий требованиям современного языкового вкуса; так,, из трех произносительных вариантов поняла — поняла — поняла или двух вариантов словоупотребления кто последний? — кто крайний? только поняла и кто последний? отвечают современной языковой норме.

Языковое мастерство лектора — теоретические знания о языке и навыки владения устным словом, охватывающие такие стороны публичного-выступления, как техника речи, культура речи, стиль речи, изобразительно-выразительные качества речи и т. п.

Языковое.чутье — важное качество языковой культуры оратора; выработанная речевой практикой и целенаправленной работой над языком, способность ориентироваться в языковых явлениях, как бы интуитивно выбирая наиболее правильные (в орфоэпическом и грамматико-стилистическом отношении) выражения и отбрасывая неправильные.

Ясность речи — смысловая прозрачность выступления, обеспечивающая его понятность и усвояемость, слушателями. «Ясность пропаганды и агитации есть основное условие» (Ленин В. И., 21, 21).

Юмор — незлобливая, добродушная насмешка как выражение способности человека замечать и раскрывать перед другими людьми смешные стороны жизненных явлений; юмор свидетельствует о диалектичности мышления, трезвости взглядов человека, о его гуманизме,

Оглавление

Краткое содержание

Эта книга - не учебное пособие по искусству выступать перед аудиторией. Здесь нет скучных параграфов и пустого теоретизирования по поводу.
Книга составлена из примеров известных выступлений наиболее выдающихся ораторов советского времени. Каждое выступление представляет собой шедевр лекторского искусства, и это лучший вариант для изучения. Ведь он позволяет учиться у подлинных мастеров слова!
Каждый текст снабжен блоком заданий, позволяющих лучше усвоить и закрепить пройденный материал.

Партнеры сайта


sample 2