Мастерство лектора

Научись выступать перед людьми.

Искусство публичных выступлений

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КРАСНОРЕЧИЯ

Терминологическая лексика — слова и речевые обороты, обозначающие понятия и явления той или иной сферы научного и практического знания: силлогизм, умозаключение, закон тождества, софизм (логика), атом, молекула, окись, валентность (химия) и т. п.

Точность речи — дельность, ясность, меткость, логическая убедительность, языковая завершенность и лаконизм публичного выступления.

Тропы — слова или речевые обороты, употребленные в переносном значении (сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы и т. д.).

Умение по-новому видеть старое — интеллектуальная зоркость лектора, характеристика его мышления, заключающаяся в способности подходить к привычным, знакомым, очевидным явлениям с новой меркой, открывая и в них неизвестные, скрытые, не замеченные ранее свойства.

Умение сосредоточиться на узком участке — одна из предпосылок эффективной интеллектуальной работы; способность направить все усилия на решение ближайшей задачи и не выходить за начертанный круг, не браться за другую проблему, пока не достигнута ближайшая цель.

Умолчание, или апофеоза — 1) речевой оборот, состоящий в недоговаривании, вызванном взволнованностью оратора или его желанием придать сказанному особый смысл; 2) включение в речь оборотов типа Я не буду говорить вам о том, что или Нет нужды напоминать, что с целью нейтрализовать то неприятное впечатление, которое может сложиться у слушателей из-за того, что лектор (хотя и по необходимости) повторяет хорошо известные факты или мысли.

Факты в лекции — конкретный материал (события, явления, даты, цифры, исторические, научные, бытовые и другие данные), на котором строится анализ в лекции и который используется для подтверждения или опровержения теоретических положений.

Фигуры — особые синтаксические конструкции, приемы синтаксического построения фразы в ораторской речи (инверсия, анафора, эллипсис, антитеза, параллелизм и др ).

Физиологическая пауза, или люфт-пауза,— незначимая остановка в звучащей речи для вдоха; люфт-паузы должны совпадать, по крайней мере в большинстве случаев, с другими, значимыми (грамматическими, логическими и психологическими) паузами.

Формирование коммунистического мировоззрения — одна из главных задач лекционной пропаганды, состоящая в выработке у слушателей системы научных знаний в натуралистической, гуманитарной и гносеологической областях

Фразеологизмы — устойчивые образные языковые обороты, входящие в лексику языка наряду со словами не солоно хлебавши; просить руки; из молодых, да ранний, мокрая курица; зарыть талант в землю; утереть нос и т п.

Фразовое ударение — выделение в произношении одного из речевых тактов (т. е. нескольких связанных по смыслу слов).

Функции лекционной речи — основные задачи, на решение которых направлена каждая лекция в отдельности и лекционная пропаганда в целом; эти задачи включают обучение и воспитание трудящихся, формирование у них коммунистического мировоззрения, сообщение вторичной информации и т д.

Характеристика — композиционно-стилистический прием в лекторской речи, состоящий в раскрытии отличительных свойств, положительных и отрицательных качеств человека или явления

Оглавление

Краткое содержание

Эта книга - не учебное пособие по искусству выступать перед аудиторией. Здесь нет скучных параграфов и пустого теоретизирования по поводу.
Книга составлена из примеров известных выступлений наиболее выдающихся ораторов советского времени. Каждое выступление представляет собой шедевр лекторского искусства, и это лучший вариант для изучения. Ведь он позволяет учиться у подлинных мастеров слова!
Каждый текст снабжен блоком заданий, позволяющих лучше усвоить и закрепить пройденный материал.

Партнеры сайта


sample 2