Искусство публичных выступлений
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КРАСНОРЕЧИЯ
Антитеза — намеренное сопоставление противоположных понятий, образов, идей. Кто был ничем, тот станет всем; Кошке радость, а мышке слезы.
Антонимы — слова с противоположным значением: молодой — старый, сила — слабость, в — из, начать — кончить.
Апосиопеза — то же, что и умолчание.
Апострофа — обращение к отсутствующему человеку или к неодушевленному предмету: Где вы, друзья моей юности! «Еще два вопроса к тебе, Парижская коммуна: Кто твои мстители? Какова их задача?
Аргументы в лекции — психологические и логические доводы (факты, цифры, примеры, идеи и т. д.), используемые лектором для убеждения слушателей, и способы применения этих доводов.
Архаизмы — слова и речевые обороты, вышедшие из употребления, устаревшие и перешедшие в разряд пассивной лексики: паче чаяния сверх
ожидания, аэроплан самолет, брада борода, обязательный готовый оказать содействие; строго выполняющий обещания
Архитектоника — то же, что и построение, композиция.
Ассоциация — связь между представлениями, которые отражают предметы или явления, имеющие какие-либо общие (часто несущественные) признаки, чем и обусловлено то, что одно представление вызывает в сознании другое.
Афоризм — глубокая мысль, облеченная в лаконичную отточенную языковую форму; пословица литературного происхождения: «Слово тоже есть дело» (Ленин В. И., 11, 59). Не государство — где властвует один (Софокл). Знание — сила (Бэкон Ф ).
Билингвизм — то же, что и двуязычие.
Благозвучие речи— качество звучащей речи, заключающееся в ее плавности, мелодичности, интонационной выразительности, в отсутствии в ней режущих слух звукосочетаний, слов-паразитов, вставных звуков (м-м-м, э-э-д и т. п.), искажения орфоэпических норм.
Бытовая лексика — слова, обозначающие реалии (предметы, явления, события) повседневного быта: забежать зайти на короткое время, шлепанцы тапки, мой муж, стирка, смотреть телевизор и т. п.
Вводные слова и конструкции — слова и речевые обороты, не имеющие непосредственных синтаксических связей с высказыванием и указывающие на отношение говорящего к речи (разумеется, конечно, к сожалению), на порядок следования аргументов и фрагментов речи (например, таким образом, во-первых, во-вторых и т. д.).
Вопросно-ответный ход — композиционно-стилистический прием изложения, заключающийся в имитировании диалога, в изложении материала в виде вопросов (разного типа и назначения) и ответов на них.
Вопросы слушателей — наиболее прямой путь к выяснению того, что не усвоено слушателями или понято ими недостаточно глубоко; одна из форм прямого контактирования лектора с аудиторией, особо настоятельно требующая от оратора знаний, самообладания и такта.
Воспоминание — композиционно-стилистический прием в лекторской речи, состоящий в описании давних событий, участником или очевидцем которых довелось быть рассказчику.
Краткое содержание
Эта книга - не учебное пособие по искусству выступать перед аудиторией. Здесь нет скучных параграфов и пустого теоретизирования по поводу.
Книга составлена из примеров известных выступлений наиболее выдающихся ораторов советского времени. Каждое выступление представляет собой шедевр лекторского искусства, и это лучший вариант для изучения. Ведь он позволяет учиться у подлинных мастеров слова!
Каждый текст снабжен блоком заданий, позволяющих лучше усвоить и закрепить пройденный материал.
Партнеры сайта