Искусство публичных выступлений
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КРАСНОРЕЧИЯ
Мастерство речи — высокая культура, художественная выразительность, стилистическая точность, доказательность и убедительность речи, возникающие в результате целенаправленной работы оратора в области теории и практики ораторского искусства.
Мелодика речи — понижение и повышение голоса, изменение его тона в процессе говорения.
Метафора — 1) перенесение на один предмет свойств другого предмета, речевое сближение двух явлений по сходству или контрасту: острота ума (ср. острота лезвия), потерять терпение (ср. потерять кошелек); «Не утихает война из-за обоюдного грабежа. В грабительской войне схватились два змея- англо-французский и германский империализм» (Ленин В. И., 37, 28); 2) так как метафора строится на скрытом сравнении (ушная раковина), олицетворении (шепчет листва) и других тропах, то нередко под метафорой понимают всякое иносказание, непрямое, образное выражение понятия.
Методика — общие и частные требования, предъявляемые к лекционной пропаганде, п определяемая этими требованиями система правил и приемов подготовки и чтения лекций.
Методология — принципы и закономерности, служащие основой для разработки методических положений; учение о методах, применяемых в той или иной области научной работы, пропаганды, обучения и т. д.; методологическая база методики лекционной пропаганды в нашей стране — марксистско-ленинское учение о природе и обществе.
Метонимия — замена одного слова другим на основании близости выражаемых ими понятий, смежности обозначаемых предметов: любить Пушкина вместо любить стихи Пушкина.
Мировоззрение — обобщенная система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его объективной действительности и к самому себе; обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации, принципы познания и деятельности.
Многозначность слова — способность многих слов обозначать не одно, а несколько близких в каком-нибудь отношении понятий: забросать (цветами) выразить особое уважение, любовь', забросать (песком) засыпать', забросать (гранатами) уничтожить'; многозначность слова требует от говорящего внимательности, так как она может привести к положительному результату (игре слов, образности, подтексту и т. д.) и к отрицательному (двусмысленности).
Многословие — неумение оратора формулировать свои мысли лаконично, без лишних слов, ненужных оговорок и отступлений от предмета
речи, многословие резко снижает информативность и Бездейственность речи.
Морфологическая норма — языковая норма в области словоизменения: инженеры (а не инженера), хотим (а не хочем), обеими руками (а не обоими), три работницы (а не трое работниц) и т. д.
Морфология — грамматическое учение о структуре, формах изменения и классификации слов.
Монолог — обращенная к слушателям речь одного человека: характер лекции-монолога зависит от умения оратора пользоваться различными композиционно-стилистическими приемами изложения.
Мысленный эксперимент — композиционно-стилистический прием в лекторской речи, состоящий в том, что оратор предлагает слушателям вместе с ним проанализировать какое-либо умозаключение, мысленно проследить за развитием какого-либо явления и сделать нужные выводы.
Наглядность — один из принципов обучения, предполагающий использование таких фактов, примеров, аргументов, которые доступны непосредственному наблюдению, непосредственному восприятию органами чувств.
Краткое содержание
Эта книга - не учебное пособие по искусству выступать перед аудиторией. Здесь нет скучных параграфов и пустого теоретизирования по поводу.
Книга составлена из примеров известных выступлений наиболее выдающихся ораторов советского времени. Каждое выступление представляет собой шедевр лекторского искусства, и это лучший вариант для изучения. Ведь он позволяет учиться у подлинных мастеров слова!
Каждый текст снабжен блоком заданий, позволяющих лучше усвоить и закрепить пройденный материал.
Партнеры сайта