Искусство публичных выступлений
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КРАСНОРЕЧИЯ
Обращение — слово или словосочетание, обозначающее лицо (реже— предмет), к которому обращается оратор; основное назначение обращения — привлечь внимание слушателей и выразить отношение оратора к ним: «Товарищи! От имени Коммунистической партии Испании сердечно и пламенно приветствую вас...» (Д и а с X. Р.— Ор. рабоч. кл., 601); «Тогда я начал свою речь очень агрессивно, словами: «Предатели, изменники рабочего класса» В ответ раздались голоса, что «мы тебя с трибуны не пустим, ты у нас так просто не разделаешься, у нас местные большевики не позволяют себе так нахально и дерзко говорить с нами, как ты, приехавший из центра». В своей речи я бросил обвинение за это двум партиям: партии эсеров и партии меньшевиков» (Калинин М. И.— Ор рабоч. кл., 391).
Общая методика — методические закономерности лекционной пропаганды в целом, независимо от тематических, жанровых и иных особенностей лекций.
Общеупотребительная лексика — не специальные (т. е. не профессиональные, терминологические, диалектные ж т. д.) слова, а те лексические единицы, которые свойственны всем, кто говорит на данном языке: жить, встречаться, солнце, воспитание, решительный, братский, поздно и др.
«Общие фразы» — фрагменты лекции (или другого публичного выступления), содержащие голое, абстрактное повторение хотя и правильных, но давно известных положений, не связанных с конкретными делами и потому звучащих надоедливо и иссушающе. «Тошнит всех от общих фраз. Они плодят бюрократизм и поощряют его» (Ленин В. И 45, 45).
Овладение диалектической логикой — важнейшая предпосылка эффективности работы лектора; диалектичность мышления в сочетании с глубокими знаниями составляет основу ораторского искусства, в том числе и такой его разновидности, как лекция, которая представляет собой публично осуществляемый анализ явлений.
Окказионализмы — слова и речевые обороты, не соответствующие общепринятому употреблению, отражающие индивидуальный вкус говорящего и индивидуальное словотворчество: многопудъе, дрыгоножество, мандолинитъ, вызмеить, позорнолегкомыслый (Маяковский В. В.).
Оксиморон и оксюморон — намеренное, стилистически значимое соединение несовместимых значений: запахи звуков, листья травы, живой труп, черное солнце.
Олицетворение — одушевление неодушевленного, использование в речи названий предметов, явлений, идей так, как будто бы эти названия обозначают живых существ: ветер стучит в окно, стонет океан, поэта посетило вдохновение.
Омонимы — одинаково звучащие, но различные по значению слова: ключ отмычка, ключ родник, ключ нотный знак; отстоять защитить, отстоять долго простоять, отстоять находиться на определенном расстоянии.
Описание — композиционно-стилистический прием в лекторской речи, представляющий собой подробный рассказ (о городе, встрече, событии и т. п.), в который нередко включаются и несущественные, но интересные детали.
Оптимистичность речи — качество публичного выступления, отражающее коммунистическую направленность мировоззрения оратора, его уверенность в победе прогресса над реакцией, добра над злом, его желание и умение преодолевать трудности, видеть перспективу, вдохновлять людей, вести их за собой.
Ораторское искусство лектора — владение живым, устным словом как средством многообразного и разнонаправленного воздействия на слушателей; ораторское искусство лектора базируется на глубоком знании мате-
Краткое содержание
Эта книга - не учебное пособие по искусству выступать перед аудиторией. Здесь нет скучных параграфов и пустого теоретизирования по поводу.
Книга составлена из примеров известных выступлений наиболее выдающихся ораторов советского времени. Каждое выступление представляет собой шедевр лекторского искусства, и это лучший вариант для изучения. Ведь он позволяет учиться у подлинных мастеров слова!
Каждый текст снабжен блоком заданий, позволяющих лучше усвоить и закрепить пройденный материал.
Партнеры сайта